Пространство и время всегда были ключевыми параметрами деятельности журналистов. Это проявляется как в особом темпоральном режиме медийной работы, так и в специфическом хронотопе журналистского текста.
Развитие новых технологий, электронных средств коммуникации, появление глобальных информационных сетей приводят к изменениям содержания информационных потоков и трансформации хронотопа журналистских произведений.
Объемы информации, циркулирующей в социальном пространстве, растут с огромной скоростью, что придает фактору времени первостепенную значимость. «Время становится независимой переменной, нередко лишенной пространственной реальности, неким сгустком энергии, имеющим большую, чем реальность, ценность» [1, с. 54]. Ускорение времени приводит к изменению журналистских методов сбора информации. Все большую роль начинают играть не рациональные методы познания (наблюдение, эксперимент и т.д.), а попытки интуитивного обобщения сути происходящих событий. Журналист не имеет временного ресурса для проверки достоверности информации и глубокого анализа имеющихся сведений, поскольку в реалиях информационного общества важно первым донести информацию до аудитории.
Значимость фактора времени как в повседневной профессиональной деятельности журналиста, так и в «картине мира», которую он создает, приводит к ускорению социальной жизни. Объемы информационных потоков, лишенных пространственной локализации, движутся с огромной скоростью, которая делает их адекватное восприятие практически невозможным. Информация появляется и либо устаревает, не успев быть воспринятой, либо поглощается в форме «чистого знака», способного вызвать кратковременную эмоцию, но не глубокую рефлексию.
Если раньше в процессе сбора информации журналист в основном опирался на факты, полученные в результате непосредственного присутствия на месте событий, то теперь физическое присутствие потеряло свою значимость. Развитие электронных технологий, сети Интернет и мультимедийных технологий сделало весь мир доступным журналистскому взору. Не выходя из редакции, журналист может получить доступ к огромным массивам данных в текстовой, аудио и видео форме. Информация перестала быть локальной и перешла во временную (темпоральную) реальность.
Рассматривая время и пространство не только как меры движения и протяженности, но и как фундаментальные категории мышления необходимо констатировать важность четкого осознания и отражения хронотопа наблюдаемых журналистами явлений. «Хронотоп является, прежде всего, универсальной методологической категорией, применимой для изучения как относительных статичных явлений…, так и для динамичных, подвижных и пограничных объектов…» [2, с. 22].
Для обозначения познавательного потенциала хронотопа используется понятие «энергия хронотопа», которая, по мнению М.К. Мамардашвили, измеряет способность пространственно-временных отношений актуализировать информацию о воспринимаемой действительности в сознании индивида. «Энергия хронотопа» раскрывается в материалах репортажного жанра, посвященных описанию случаев массового скопления людей (толпы) по какому-либо проблемному поводу.
Наблюдение политически-активной «толпы» как системы эффективно для социально-ориентированной деятельности журналиста, поскольку в подобных ситуациях значимые социальные взаимодействия концентрированы и локализованы в одном месте (на площади, проспекте, майдане и т.п.). В обычной журналистской практике подобный объем социальных отношений не доступен непосредственному наблюдению, поскольку акторы рассредоточены в пространстве.
Анализ репортажей, посвященных российским протестным митингам 10 и 24 декабря 2011 года в газетах «Новая газета», «Известия», журнале «Русский репортер» и ряде региональных интернет-изданий, позволяет выявить типичные черты и недостатки реализации хронотопа в журналистских материалах.
Определяя «толпу» как динамичную систему, существование которой ограничено рамками нескольких часов, необходимо осознавать скорость реакции такой системы на изменения. Каждый актор, пространственно включенный в толпу, становился ее участником. Следовательно, журналист, описывающий события митинга, помимо своей воли выходил за пределы первоначально фиксированной позиции наблюдателя на позицию взаимодействующего участника.
В текстах рассмотренных материалов пространство митингов, хронотоп реализуется за счет «оживления толпы». «Толпа» может быть «милой», «доброжелательно», «динамичной», «опасной» и т.д. Описания конкретных людей носят иллюстративный характер, не связанный с выражением значимого социального смысла. Течение времени происходящих событий выражается помимо прямого указания на хронологию изменением в состоянии всей массы людей. Наилучшим образом время отражается в материалах журналистов, четко отделяющих одно состояние «толпы» от другого.
Описание пространства социального взаимодействия требует от журналиста постоянного физического перемещения, поскольку наблюдение динамичной системы со статичной позиции затруднительно и может привести к искажению восприятия. В этом плане интересен опыт журнала «Русский репортер», который применил метод онлайн-репортажа посредством сети собственных корреспондентов для наблюдения за митингами по всей стране. Таким образом, был сформирован хронотоп социально-значимой ситуации общероссийского масштаба.
К недостаткам изученных материалов в плане осмысления хронотопа стоит отнести малое внимание, уделенное корреспондентами пространству мест, на которых происходили митинги. Доступность медиа-материалов о происходящих событиях подталкивает журналистов к отказу от пространственных описаний в тексте репортажа, в результате чего упускается смысловое наполнения близлежащих строений и влияние географии мест на динамику «толпы».