Необходимость и случайность

NovaInfo 46, с.257-259, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются диалектические категории случайности и необходимости. Утверждается, что случайность является результатом не знания причины какого-то явления

Ключевые слова

ДИАЛЕКТИКА, СЛУЧАЙНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ

Текст научной работы

Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.

Категория необходимости содержит в себе определенный пласт обыденного в силу того, что является не только формой бытия, но и мышления. Так необходимость «ощущается» исследователем в первую очередь там, где присутствует повторяемость, причем даже в том случае, если причины события не известны.

Одноразовые и непериодические события первоначально отождествляют с дезорганизацией, и только в исключительных случаях впоследствии делаются попытки познать определившие их причины. Поиск этих причин вырождается зачастую в простую констатацию их наличия, закрепляя за ними фатальность и непознаваемость.

Возможен и обратный ход рассуждений: если вопрос о причинах события, нарушившего привычный порядок, поставлен, и определить их не удается, то, считая событие не имеющим оснований, его определяют как «случайное».

Очевидная (или неочевидная) необходимость осуществления событий, следствий, корреляционных эффектов, с одной стороны, и наличие фактора случайности, с другой, приводили в истории философии к рождению диаметрально противоположных концепций.

В философии существует точка зрения, что все происходит с необходимостью, а случайность является лишь следствием незнания необходимости. Эта точка зрения была выдвинута еще Демокритом. По сути, такой же точки зрения придерживается и религиозная философия, согласно которой все предопределено с момента создания мира Богом и нам следует все происходящее воспринимать как должное [1; 2; 3]. Такая точка зрения, по мнению ряда мыслителей, ведет к фатализму. Мы так не считаем. По нашему мнению, в мире ничего без причины не происходит. Если что-то случается, значит, оно должно было случиться при существующих обстоятельствах. Если мы знаем эти обстоятельства и причины, то можем предугадать дальнейший ход событий. И то, что при этом происходит, мы считаем необходимостью. Но если нам не все известно, мы не знаем о существовании неких причин, то возникшую ситуацию мы и называем случайностью. Поэтому случайность есть непознанная необходимость.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена еще Гегелем. Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

Второй момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Их взаимосвязь проявляется и научном познании, когда исследователь пытается найти истину, которая проявляет себя как единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного знания [4].

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития.

Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом. Необходимость не существует в «чистом виде», она проявляется через случайность. В свою очередь случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение; она придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Так случайность превращается в необходимость и, наоборот, необходимость переходит в случайность. Поскольку же случайность представляет собой форму проявления необходимости, познание должно идти по пути выделения необходимого, существенного из случайного, несущественного. Правда, в творческих процессах нередко на первый план выходит случайность в виде неожиданного образа, аналогии и т.п. [5].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43-47.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4. С. 50-55.
  3. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 332-335.
  5. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. О трансформации понимания творчества в философии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 4. С. 1237-1243.

Цитировать

Газиева, Р.Р. Необходимость и случайность / Р.Р. Газиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 257-259. — URL: https://novainfo.ru/article/6274 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться