Совершенствование процедур взимания региональных налогов

NovaInfo 46, с.224-230, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматриваются региональные налоги. Особое внимание уделено вопросу разработки возможных направлений совершенствования системы регионального налогообложения. Рассмотрены понятие, сущность и состав региональных налогов, дана их общая характеристика. Также произведен анализ современного состояния системы регионального налогообложения и налоговых поступлений в бюджеты регионов, а также проблем, связанных с функционированием системы регионального налогообложения и путей их решения.

Ключевые слова

НАЛОГ, ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ИМУЩЕСТВО, НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Текст научной работы

Понятие «налог» появилось на раннем этапе развития человеческой цивилизации в совокупности с появлением первых общественных потребностей. С тех пор без налогов сложно представить функционирование любого государственного образования, так как тысячелетиями налоги являются основным источником получения доходов.

В современном обществе категория «налоги» используется как инструмент экономического воздействия государства на развитие производственных отраслей и их территориальную структуру, то есть налоги выполняют функцию регулирования хозяйственной деятельности. Экономическая функция налогов проявляется непосредственно через систему налогообложения: взаимосвязь государства и отдельных налогоплательщиков.

Сбалансированность системы налогов и сборов играет важную роль в любом государстве. Современные источники дают следующее определение понятия «налоговая система» - совокупность налогов, взимаемых государством с организаций и физических лиц в пределах определенной территории, а также формы и методы исчисления налогов и осуществление налогового контроля.

В условиях развития принципов демократии в рамках общественных отношений, становления рыночной экономики актуальным становится вопрос о расширении полномочий органов власти субъектов. Так же с этим связаны проблемы роста финансовой базы для выполнения ими увеличивающегося количества функций. Одним из вариантов решения данного вопроса является рост собственных доходов бюджетов территорий за счет распределения объема поступающих налогов.

На территории Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения, которая включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации (или региональные налоги) и местные налоги. Такой вид системы налогообложения позволяет обеспечить четкое распределение налогов и сборов по административно-управленческим аппаратам каждого уровня, а также непосредственное поступление денежных средств в бюджеты соответствующих уровней.

В рамках данной статьи рассмотрим подробнее региональные налоги. Региональная налоговая политика представляет собой систему правовых, экономических, финансовых и социальных мер, реализуемых представителями региональной и муниципальной власти, целью развития которой является стимулирование накопления и рациональное использование имеющихся ресурсов, а также гармонизация общественных отношений. В условиях федеративного государства каждый субъект заинтересован в полноценной развитии собственного хозяйственного потенциала, обеспечении своей финансовой самодостаточности, укреплении доходной базы бюджета. Регионы могут различаться по структуре взимаемых налогов, отношению их жителей к государственным программам и т.д. Тем не менее, каждый регион стремится занять свою позицию в налоговой политике, построить свой комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить собственные налоговые ресурсы. Субъектами региональной налоговой политики являются субфедеральные и местные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах своих полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

Анализ поступлений налогов в бюджеты регионов показывает, что в структуре налоговых доходов региональных бюджетов на долю региональных налогов приходится в среднем от 10 до 15%. Данная динамика обусловлена тем, что доля региональных налогов в государственных доходах за последние десятилетия снизилась, так как произошло сокращение состава объектов налогообложения, увеличилась изношенность оборудования и возросла доля иных налогов.

Основной проблемой функционирования системы регионального налогообложения является отсутствие возможности регионов самостоятельно принимать законодательные решения в сфере налогов и сборов. Актуальность проблемы развития имущественного налогообложения основывается на необходимости оптимизации использования земли и созданной на ней инфраструктуры в виде имущественных объектов. На современном этапе развития налоговой системы имущество представляет собой один из наиболее постоянных объектов налогообложения, например, в отличие от доходов.

В налогообложении имущества проявляется такие функции налогов, как стимулирующая – обложение имущества налогами способствует повышению эффективности его использования; и фискальная – поступления имущественных налогов являются основой формирования региональных и местных бюджетов. Сильной стороной налогов на имущество является высокий уровень стабильности налоговой базы на протяжении всего налогового периода и отсутствие влияние на нее финансово-хозяйственной деятельности.

Однако поступления в соответствующие бюджеты от рассмотренных налогов невелико. Это приводит к выводу о необходимости совершенствования имущественного налогообложения. Появляется сложная задача: с одной стороны повысить доходность региональных бюджетов, с другой стороны – разумно увеличить налоговую нагрузку населения.

Следует отметить, что в направлении совершенствования имущественного налогообложения Правительством Российской Федерации проводится большая работа. За последний год налоговое законодательство Российской Федерации, касательно налоговой базы объектов недвижимости, претерпело серьезные изменения.

С 1 января 2014 года в отношении некоторых объектов недвижимости налог на имущество организаций уплачивается исходя из их кадастровой стоимости. Прежде всего, это объекты торговли, общественного питания и офисные помещения. Общие критерии того, какие именно объекты попадут в перечень налогообложения, определены законом, но окончательный перечень этих объектов устанавливает каждый субъект Российской Федерации самостоятельно. В городе Москве такой перечень утвержден постановлением Правительства Москвы от 26.12.2013 № 907-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП".

С 1 января 2015 года в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налог на имущество обязаны уплачивать и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Благодаря данному нововведению возрастет налоговая нагрузка на граждан Российской Федерации. Ведь исчисление налогов с кадастровой стоимости имущества приведет к тому, что платежи в бюджетную систему могут составить значительную для налогоплательщиков сумму.

Но как определяется кадастровая стоимость? При определении кадастровой стоимости оценщики руководствуются федеральными стандартами оценки (ФСО) и методическими указаниями по проведению работ по государственной кадастровой оценке. Однако, при подробном рассмотрении данных документов, обращает на себя внимание тот факт, что стандарты содержат только общую методологию. Все существующие подходы для определения кадастровой стоимости не лишены недостатков и содержат лишь общее описание методологии оценки. Определение конкретных методов оценки в рамках каждого из подходов, как и сама группировка объектов по ценообразующим факторам осуществляется оценщиками самостоятельно. Необходимо учитывать, что и ранжирование значимости ценообразующих факторов в модели также выполняется оценщиком.

Поэтому необходимо доработать методику определения кадастровой стоимости, ее оценка должна быть справедливой и ясной, и ни в коем случае субъективной. Иначе собственники недвижимости уже совсем скоро столкнуться с несовершенством данной методики определения кадастровой стоимости.

Сегодня собираемость транспортного налога менее 50 процентов. Для государства данный налог является неэффективным. По открытым данным его должны платить порядка 45 миллионов человек, а платят только 20 миллионов владельцев транспортных средств.

Налогообложение транспортных средств на современном этапе развития налоговой системы имеет много недостатков. Поступления транспортного налога давно не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее автотранспортных средств. Также, говоря о ставках транспортного налога нельзя не отметить их разброс в различных регионах. В некоторых случаях ставки отличаются в 1,5—2 раза. Например, в Москве ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил составляет 150 рублей, а в Тверской области – 90 руб. Транспортный налог платится по месту регистрации транспортного средства. Это говорит о том, что автовладельцам выгоднее зарегистрировать транспортное средство не в Москве, а в близлежащих областях, тем самым, уменьшив свое налоговое бремя. И в итоге эксплуатируются дороги г. Москвы, а сам налог уплачивается в бюджет Тверской области.

На территории Российской Федерации налоговая база для всех автомобилей определяется одинаково, независимо от марки автомобиля, года его выпуска или страны-изготовителя: налоговая база – это мощность автомобиля в лошадиных силах. В других государствах налоговая база по транспортному налогу определяется рядом других показателей (таблица 1).

Таблица 1. Налоговая база по транспортному налогу в различных странах.

Страна

Налоговая база

Белоруссия

Входит в стоимость бензина

Германия

Зависимость от габарита автомобиля

Латвия

Полная масса транспортного средства

Россия

Мощность двигателя в лошадиных силах

США

Объем купленного бензина, выраженный в галлонах

Франция

Мощность двигателя в лошадиных силах

Таким образом, из таблицы видно, что нет единого подхода к исчислению и уплате транспортного налога. Совершенствование системы налогообложения транспортных средств необходимо, так как действующим законодательством недовольны и сами автовладельцы по причине необоснованно высоких ставок транспортного налога, и налоговые органы – низкая собираемость налога.

В настоящее время увеличение ставок транспортного налога не будет эффективно. Однако, их планируют поднять, ожидая рост налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это повлечет за собой дополнительную нагрузку на налоговые службы, которые и так испытывают трудности по сборам действующих налогов. По этой причине, первостепенно разработать механизм, который позволит увеличить собираемость налогов как с организаций, так и с физических лиц, а не пытаться повысить налоговую налоговые ставки для добросовестных налогоплательщиков.

На современном этапе можно выделить несколько путей реформирования транспортного налога в зависимости основных проблем:

Действующая прогрессивная шкала налоговых ставок. В первую очередь нуждается в доработке система градации автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил. То есть владельцы автомобилей мощностью 101 лошадиная сила и владельцы автомобилей мощностью 150 лошадиных сил сейчас исчисляют транспортный налог по одной ставке. В настоящее время предлагается два варианта решения данной проблемы:

  • исчисление транспортного налога по принципу «за каждую дополнительную лошадиную силу» позволит перейти к линейной зависимости величины налога от мощности автомобиля вместо скачкообразной, как в настоящий момент;

За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150-сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные лошадиные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой.

  • градация мощности автомобилей по более мелким интервалам, например от 100 лошадиных сил до 125 лошадиных сил и от 125 лошадиных сил до 150 лошадиных сил вместо действующей системы от 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил.

Проблема экологии и пробок на дорогах. Увеличение налоговой нагрузки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Данная мера способна заставить людей приобретать более компактные автомобили, которые и экологичнее, и благоприятно влияют на ситуацию с пробками на дорогах и парковкой. Но есть и другая сторона: основное загрязнение атмосферы происходит за счет старых транспортных средств не зависимо от их мощности. Данную проблему можно решить, убрав старые автомобили с дорог и, заменив их на новые. Но данная мера невозможна по ряду причин, одной из которых является то, максимально высокие налоговые ставки установлены для новых и мощных транспортных средств, хотя именно такие транспортные средства наносят минимальный вред окружающей среде и работают на экологически чистом топливе.

Идея отмены транспортного налога появилась еще года четыре назад. Тогда депутаты предлагали заменить его акцизом на бензин. На самом деле это было бы довольно удобно. Водитель платит ровно за то, сколько он наездил в километрах. Владельцы транспортных средств платить будут именно за использование машины, а не хранение ее в гараже. Кто больше проехал, тот больше заплатил. У кого очень мощная машина - заплатил еще больше. Таким образом, даже не надо разрабатывать налог на «экологичность», который также активно сейчас обсуждается.

Однако данный вариант имеет много серьезных минусов:

  • сложность администрирования этого акциза;
  • как быть с теми, кто пользуется социальной защитой и освобожден от уплаты транспортного налога вообще;
  • невозможность обложения налогом видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива;
  • рост стоимости проезда в общественном транспорте.

Данные недостатки со временем будет несложно решить. Положительной стороной включения налога в цену топлива напрямую либо за счет увеличения акцизов можно считать рост поступлений в бюджеты, упрощение налогового администрирования, а также то, что средства будут поступать в бюджеты тех территорий, где транспортные средства реально эксплуатируются, а не туда, где они зарегистрированы. Это позволит транспортному налогу стать налогом за использование дорог, а не налогом на движимое имущество.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным способом установления налоговой базы и расчета самой суммы транспортного налога является их прямая зависимость от размеров и массы транспортного средства.

В настоящее время одна из главных проблем – низкий сбор транспортного налога. Его собираемость не переваливает 40%. Причиной этому является то, что у налоговых органов нет рычагов воздействия на граждан - недобросовестных налогоплательщиков. По вопросам организаций и иных юридических лиц налоговая служба имеет право списывать суммы недоимки со счетов или вовсе замораживать их, накладывать арест на имущество, а также осуществлять в отношении них другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. С другой стороны компетенция налоговых органов в сфере воздействия на физических лиц ограничивается лишь возможностью обратиться в суд. И даже в случае решения суда принудить физическое лицо выплатить соответствующий налог, это можно сделать только в присутствии судебного пристава. Поэтому, если транспортный налог будет включен в акциз на топливо, платить его будут все. Просто собираться он будет не единовременно.

Таким образом, становится ясно, что основным направлением совершенствования транспортного налогообложения на территории всех субъектов Российской Федерации является не повышение ставок данного налога, а решение проблем его собираемости, которая находится на низком уровне. Хотя и действующая система ставок транспортного налога нуждается в доработке – их необходимо сделать более дифференцированными.

Налог на игорный бизнес также входит в число региональных налогов и, как и все остальные, имеет свои недостатки. Основной проблемой данного налога является полное отсутствие его поступления в бюджеты большинства регионов вследствие выделения игорных зон на территории Российской Федерации. Это поспособствовало снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, а также к снижению самостоятельности региональных бюджетов.

Если удастся создать гармоничную и прозрачную систему налогообложения имущества, не утяжеляя налоговую нагрузку, а совершенствуя региональные налоги, то собираемость данных налогов на различных территориях существенно возрастет, появятся средства на развитие инфраструктуры регионов и социальные программы, приводящие к увеличению качества жизни граждан Российской Федерации.

Читайте также

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  7. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге»

Цитировать

Клюс, В.В. Совершенствование процедур взимания региональных налогов / В.В. Клюс. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 224-230. — URL: https://novainfo.ru/article/6288 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться