Теоретические аспекты контроллинга

№46-4,

экономические науки

В статье рассматриваются теоретические аспекты контроллинга. Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия.

Похожие материалы

Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия [4].

Выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг подразумевает под собой оценку и корректировку логистических решений в зависимости от факторов внешней среды, оценку выполнения логистической стратегии, разработку альтернативных стратегий логистики с учетом конъюнктуры рынка. Оперативный контроллинг предполагает достижение и поддержание запланированного уровня эффективности логистических бизнес-процессов, контроль решения текущих задач логистической стратегии, оказание оперативного регулирующего воздействия на ход работы [1, 5, 6].

Основой для построения системы контроллинга в компании является совокупность различных моделей предприятия. Каждая из рассматриваемых моделей задает определенную «проекцию», через призму которой можно рассмотреть деятельность предприятия. Очевидно, что чем больше проекций, тем более детально можно изучить деятельность компании, а значит больше вероятности построить хорошо функционирующую систему контроллинга. Ниже приведены самые распространенные модели [2]:

  • Финансово-экономическая модель, в рамках которой предприятие рассматривается как система, потребляющая ресурсы, имеющие определенную стоимость, и выпускающая продукцию, имеющую определенную цену на рынке. Эффективность системы оценивается как соотношение полученных доходов от реализации продукции и стоимости использованных ресурсов.
  • Процессная модель, определяющая предприятие как совокупность процессов. В отличие от предыдущего подхода результаты процессов далеко не всегда измеряются в денежном эквиваленте. Результатом процесса может быть, например, информация, а показателем эффективности - число.
  • Модель взаимодействия заинтересованных сторон, в соответствии с которой предприятие рассматривается как область пересечения интересов акционеров, клиентов, поставщиков, сотрудников, местных властей и других заинтересованных сторон. Предприятие слаженно развивается, когда интересы всех сторон сбалансированы. Эффективность в этом случае измеряется степенью удовлетворенности субъектов, взаимодействующих с предприятием.
  • Модель интеллектуального капитала, определяющая предприятие как систему управления знаниями.
  • Модель предприятия как работодателя, характеризующая его позиции на рынке труда.
  • Модель корпоративной культуры, характеризующая систему ценностей предприятия [3].

На некоторые модели, такие как: модель корпоративной культуры, модель предприятия как работодателя, модель интеллектуального капитала, руководители компаний либо вообще не обращают внимания, либо уделяет мало ресурсов на их исследование и изучение. Одной из наиболее широко применяемых моделей в передовых компаниях является процессная модель, с помощью которых можно четко проследить последовательность потоков данных между различными контрагентами цепи поставок и возможность их модификации в зависимости от требований потребителей в товарах и услугах [7, 8].

Список литературы

  1. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н.; под ред. В.И. Сергеева. Логистика: учебник (Полный курс МВА) – М.: Эксмо, 2009. – 944 с.
  2. Кочнев А., Фастов И. Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом. Журнал "Стратегический менеджмент", №1, №2, 2009 г.
  3. Кочнев А., Фастов И. Разработка стратегии – первый шаг к сбалансированной системе показателей. Журнал "Стратегический менеджмент", №4, 2008 г.
  4. Мочалин С.М. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ СИСТЕМАХ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ / Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 2. С. 185-189.
  5. Мочалин С.М. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ / диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 1997.
  6. Сергеев В.И. Контроллинг в логистических системах// «Логистика и управление цепями поставок», №3, 2005. – С. 56-69; №4, 2014. – С. 60-83
  7. Сергеев В.И. Новое видение системы контроллинга логистических бизнес-процессов в цепи поставок// Логистика и управление цепями поставок, №5, 2012. – С. 9-22
  8. Шамис В.А. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА / NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 139-143.