Возможные пути организации работы пассажирских судов на черном море в современных условиях

№50-1,

Экономические науки

Пассажирское судоходство на Черном море имеет более, чем 150-летнюю историю.Однако уже более 25 лет пассажирское сообщение между портами Черного моря не осуществляется. После воссоединения Крыма с Россией появляются новые возможности организации пассажирского и круизного сообщения между черноморскими портами.

Похожие материалы

Организованное пассажирское судоходство на Черном море имеет более чем 150-летнюю историю.

Первые пассажирские линии между портами Черного моря начали действовать в 1859 г. с момента основания Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Первый отечественный пассажирский рейс на Черном море был выполнен пароходом «Надежда». Следующим на линию вышел пароход «Одесса». Так было положено начало пассажирскому судоходству на Черном море.

Небольшие грузопассажирские суда этого общества обеспечивали работу пассажирско-почтовых линий между портами Одесса, Севастополь, Феодосия и Керчь. С грузинским портом Поти их соединяла Кавказская линия. Спустя 19 лет, в 1879 г., эту линию продлили до Батума.

В конце XIX века была организована новая пароходная компания Добровольный флот, которая обладала крупными и первоклассными по тому времени судами. Первые ее четыре грузопассажирских парохода «Россия», «Петербург», «Москва» и «Нижний Новгород» успешно работали на линиях между портами Черного моря.

Вплоть до 1914 г. пассажирские перевозки в черноморском бассейне активно развивались. Однако, последовавшие затем войны и революции, развитию морских пассажирских перевозок не способствовали. Советская история Крымско-Кавказской линии начинается в 20-х годах, и морские путешествия по этой линии были невероятно популярны в СССР в период с 30-х до начала 90-х годов прошлого столетия.

Рассвет Крымско-Кавказской пассажирско-круизной линии начался с 1960 г. Вплоть до 90-х гг. XX столетия в среднем за год на этой линии перевозилось порядка 135 тыс. пассажиров. Из них 17 тыс. иностранных и 100 тыс. отечественных туристов, а также 18 тыс. линейных пассажиров. Кроме того, многие отечественные пассажирские суда совершали 3-часовые морские прогулки, которые пользовались большой популярностью. Годовое количество пассажиров таких мини-круизов доходило до 7 тыс. В 1992 г. Крымско-Кавказская круизная линия прекратила свое существование.

Нельзя не отметить, что в 70-80 –х годах прошлого столетия черноморских пассажирских линиях активно работал флот судов на подводных крыльях (СПК) типа «Комета» и скоростные катамараны «Голубая стрела» и «Крымская стрела». Скоростные пассажирские суда были очень популярны среди отдыхающих, отпускников, так как позволяли в течение небольшого периода времени посетить разные приморские города и отдохнуть в них. Такие линии работали между портами: Ялта – Севастополь – Евпатория – Одесса; Ялта – Алушта – Новороссийск – Геленджик – Сочи; Сочи – Сухуми – Батуми; Одесса – Очаков – Николаев и др. Однако, по известным причинам, в 90-е годы прошлого столетия эти линии также прекратили свое существование.

Неоднократные попытки, которые предпринимались для возрождения пассажирского судоходства на Черном море в прошлые годы, к сожалению, не имели успеха. Основной причиной являлось то, что такие популярные порты как Ялта, Одесса, Сочи, Сухуми, Батуми были разделены государственными границами.

После воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией, на наш взгляд, может начаться новая успешная эра возрождения пассажирского судоходства между портами Крыма и Кавказа. Однако некоторые не совсем ответственные утверждения ответственных лиц в некоторой степени мешают серьезному исследованию возможностей эффективной организации черноморского пассажирского сообщения. Так, глава оргкомитета международного морского бизнес-форума SIMBF 5 мая 2016 г. в Симферополе заявил о том, что грузопассажирские перевозки по Черному морю на внутрироссийских направлениях в порты Крыма являются нерентабельными [1]. Какими экономическими расчетами пользовался докладчик неизвестно.

В этой связи, автор, используя методику расчета, разработанную специалистами морского транспорта [2] попытался рассмотреть возможность организации морского пассажирского сообщения между Ялтой и Сухуми. Выбор маршрута обусловлен перспективой развития экономических (в том числе туристских) отношений между Республикой Крым и Абхазией. По информации РИА Новости «планируется не только установить торговое сотрудничество Крыма с Абхазией, но и восстановить культурно-исторические связи между республиками» [3].

Были рассмотрены два варианта маршрута: пассажирско-круизный на водоизмещающем судне вместимостью до 250 пассажиров и скоростной маршрут.

В первом случае можно предложить линейно-круизный маршрут Ялта – Севастополь – Сухуми – Сочи – Ялта. Продолжительность 4-5 суток. При расчетной загрузке судна 50% безубыточность работы обеспечивается при стоимости билета 15000 рублей.

Работа пассажирского скоростного катамарана на линии Ялта – Сочи с заходом в Анапу (доставка пассажиров из Абхазии в Сочи на железнодорожном или автомобильном транспорте). Время рейса 10 часов, ориентировочная стоимость билета 3-5 тыс. рублей. Рентабельность работы будет достигнута после 3 лет регулярной эксплуатации в летный сезон. Проблемы, связанные с организацией линии скоростных судов более сложные. В первые годы эксплуатации трудно рассчитывать хотя бы на 30% загрузку судна. Это может быть достигнуто только организацией стабильной работы в течение нескольких лет и соответствующего информационного сопровождения. Однако утверждение, что организация черноморских пассажирских линий экономически нецелесообразна, по крайней мере, необоснованно.

В любом случае важно помнить, что организация пассажирских линий между портами Черного моря требует больших первоначальных затрат как финансовых, так и временных: необходимо восстанавливать флот, портовую инфраструктуру, организовывать работу предприятий морского сервиса. Однако, как показывает положительный опыт прошлых лет, организация работы пассажирских черноморских линий займет достойное место в общей логистической системе перевозок крымско-кавказского направления.

Хотелось бы также отметить, что в настоящее время ведутся разработки пассажирских судов – экранопланов [4], которые в не таком уж далеком будущем будут успешно эксплуатироваться на скоростных пассажирских линиях. Переход из Ялты в Сочи на таком судне займет не более 4-5 часов. Но это вопрос дополнительного исследования.

В любом случае, вопросами развития черноморских пассажирских сообщений необходимо начинать профессионально заниматься уже сегодня.

Список литературы

  1. Внутренние перевозки по Черному морю в Крым признали нерентабельными [электронный ресурс]: http:// www. 3654.ru/article/ 1214893
  2. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В.В. Селиванов.– Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.
  3. РИА Новости [электронный ресурс]: http://ria.ru/economy/ 20160413/ 1409759714.html
  4. Селиванов В.В., Казак А.Н. Потенциальные возможности применения новых видов высокоскоростных судов в туристской сфере Крыма/В.В. Селиванов, А.Н. Казак//Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 7(12). – С. 62–65. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tavr.science /stat/ 2016/07/27 – Selivanov – Kazak.pdf