Разработка интерактивного приложения «Правила пожарной безопасности» для дошкольников

№51-2,

педагогические науки

В статье анализируются основные причины пожаров за истекший год. Среди них большую часть составляют случаи с участием детей. В связи с этим является необходимым создание продукта, обучающего правилам пожарной безопасности. Разработанная программа создавалась на основе психологических особенностей детей. Чтобы максимально доступно донести до целевой аудитории правила поведения в чрезвычайных ситуациях, была проведена консультация с педагогическим персоналом. Полученный в результате кропотливой работы продукт позволяет в игровой и непринуждённой форме обучить детей жизненно важным навыкам.

Похожие материалы

В современном обществе созданы и широко используются различные технологии защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Но при этом риск возникновения опасности и возможность поражения больших групп населения либо отдельных граждан остаются высокими. Такое положение характерно не только крупным городам, но и населённым пунктам, удалённым от крупных техногенных объектов.

В последние годы в нашей стране смертельные случаи в результате чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев занимают третье место среди причин смерти, а среди граждан моложе 35 лет преобладают [1]. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий приводит следующие статистические данные за 2015 год (см. табл.1 и табл. 2).

Таблица 1. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 2015 год

Число чрезвычайных ситуаций

Число погибших

Число пострадавших

257

699

20784

Таблица 2. Статистические данные о пожарах в Российской Федерации за 2015 год

Общее количество пожаров

Число погибших при пожарах, чел.

Число травмированных при пожарах, чел.

145686

9377

10997

Если чрезвычайные ситуации возникают, как правило, из-за техногенных причин, либо природных катаклизмов, то причиной возникновения пожаров очень часто выступает человеческий фактор. Пожары возникают как от умышленного поджога (в 2015 году это число составляет 17054), так и от неосторожного обращения с огнём (в 2015 году – 44561). К сожалению данную статистику пополняют пожары, возникшие из-за неосторожного обращения с огнём детьми, например, число таких пожаров в 2015 году составило 2314.

Дети составляют одну из самых незащищённых категорий граждан. Дошкольники и младшие школьники, уже пытаются проявлять свою самостоятельность и независимость от взрослых, но у них полностью отсутствует жизненный опыт. В случае возникновения опасности для их жизни дошкольники не могут оценить ситуацию и принять правильное решение. Поэтому задача обучения дошкольников поведению в чрезвычайных ситуациях остается актуальной.

Была поставлена цель разработать мультимедийное приложение, направленное на обучение детей нормам обращения с огнём и огнеопасными предметами, а также основным правилам поведения при пожарах. Приложение должно быть интерактивным и иметь вид, способный привлечь внимание ребёнка.

В качестве основной платформы при разработке интерактивного приложения была выбрана среда Macromedia Flash, в которой главным инструментом по разработке программ служит объектно-ориентированный язык ActionScript.

При разработке стиля программы основными цветами были выбраны: светлый глубокий жёлтый, глиняный коричневый и бриллиантовый оранжево-жёлтый (см. рис. 1). Выбранные оттенки относятся к тёплым цветам и призваны создать дружественную атмосферу, которая способствовала лучшему восприятию информации.

В дошкольном и младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения. Эти мотивы не только характеризуют личность ребёнка, но и формируют её. Одним из нравственных мотивов поведения является создание некого идеала. При этом идеалы могут носить конкретный характер. Как правило, ребёнок идеализирует героические личности, о которых он мог услышать по радио, увидеть в кино или прочитать в книге. Героическая личность пожарного, спасающего людей и животных от безжалостного огня, легко может стать идеалом у ребёнка. И если такое случится, то все советы и рекомендации, даваемые этим героем, будут восприниматься бесспорно.

Титульное окно интерактивного приложения
Рисунок 1. Титульное окно интерактивного приложения

У дошкольников и младших школьников высоко развита наглядно-образная память, а смысловая стоит на втором месте. Дети лучше запоминают цвета, конкретные предметы, лица, факты, события, но не всегда могут установить причинно-следственные факторы. При разработке мультимедийного приложения исключительная роль отводилась анимации. Чтобы имитировать чрезвычайную ситуацию или продемонстрировать движение различных объектов, использовались анимационные возможности среды Macromedia Flash. Использование анимации позволило визуально представить скучную текстовую информацию. Динамичность происходящего на экране позволяет ребёнку понять процессы или их взаимосвязи.

В разработанном приложении ребёнку не просто сухо объясняется, что можно, а чего нельзя, ему предоставляется самостоятельно найти ошибки в поведении главных героев, самому побывать в роли пожарного и потушить пылающий огонь (Рис. 2).

Фрагмент интерактивного приложения
Рисунок 2. Фрагмент интерактивного приложения

В результате выполненной работы была разработана интерактивная обучающая система. На основе инструктажа по технике безопасности и анализа существующих компьютерных игр был разработан пользовательский интерфейс и соответствующие программные составляющие. Следующим шагом было проведено тестирование, выявлены и устранены недостатки, допущенные при создании проекта. Поскольку данный проект имеет расширение SWF, то установки дополнительного программного обеспечения не требуется.

Консультации с воспитателями детского сада способствовали лучшему пониманию целей и задач создаваемого приложения, разработке оптимальных способов подачи материала, а также исправлению недочетов и реализации новых идей. В ходе работы был представлен готовый к использованию проект, который позволяет в игровой и непринуждённой форме обучить детей жизненно важным навыкам.

Список литературы

  1. Давыдов М.И. и др. Анализ причин смертности населения России // Вестник Российской академии медицинских наук. 2007. - № 7. - С. 17-27.
  2. Статистика пожаров РФ 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki-fire.org/Статистика-пожаров-РФ-2015.ashx