Современные зарубежные разработки автомобилей для спасания людей из многоэтажных зданий

№116-1,

технические науки

В данной статье проведен обзор зарубежной техники, способной организовать работы на высоте самого разного назначения. Особое внимание обращено на пожарные автолестницы, где обоснованы их технические особенности.

Похожие материалы

Рассмотрим современные зарубежные разработки автомобилей для спасения людей и материальных ценностей. Ведущими европейскими производителями техники для спасания, тушения пожара и эвакуации материальных ценностей являются фирмы: IVECO Magirus (далее Magirus), Германия, Metz (Германия), Bronto Skylift Oy AB (Финляндия, рис. 1), входящая в состав компании E-ONE (США, рис. 2).

Автогидроподъемник (слева) и пожарный автоподъемник (справа) фирмы Bronto Skylift Oy AB, Финляндия
Рисунок 1. Автогидроподъемник (слева) и пожарный автоподъемник (справа) фирмы Bronto Skylift Oy AB, Финляндия
Автоподъемник общего назначения (слева) и специальный пожарный автоподъемник (справа) фирмы LTI-100LT, США
Рисунок 2. Автоподъемник общего назначения (слева) и специальный пожарный автоподъемник (справа) фирмы LTI-100LT, США

Рассмотрим кратко те подходы и технические решения, которые использованы ведущими мировыми производителями техники для спасания людей и проведения работ по тушению пожара.

Опорный контур обеспечивает устойчивость автомобилей для эвакуации людей и материальных ценностей при их грузовой работе. Системы горизонтально-вертикальных опор (Metz) или Vario-опор (Х-образный контур) состоят из 4-х отдельных самоустанавливающихся опор, которые вместе с осями шасси гарантируют до 10 надежных точек опоры при работе автомобиля, рис. 3.

Пожарная автолестница Metz L64 (DLK-64), Германия
Рисунок 3. Пожарная автолестница Metz L64 (DLK-64), Германия

Обе системы обеспечивают ширину опорного контура до 4,5-5 м. При работе на неровной поверхности они могут использоваться для нивелирования положения автомобиля эвакуации людей и материальных ценностей, обеспечивая компенсацию дефектов поверхности от + 30 до — 40 см от уровня земли без дополнительного оборудования.

Vario-систему можно считать более эффективной при работе автомобилей для эвакуации людей и материальных ценностей на узких улицах, при большом числе припаркованных автомобилей и т.д., поскольку она позволяет использовать площадь под препятствием (низким карнизом, автомобилем, за перилами или ограждениями). На спасательных автомобилях нового поколения опорная система снабжается электронной системой контроля за величиной давления на грунт, которая блокирует любые движения техники при отсутствии хотя бы у одной из опор необходимого давления на грунт.

Ширина выдвижения Vario-опор постоянно сканируется «системой управления главным выдвижением», расширяющей рабочее поле автомобиля для эвакуации людей и материальных ценностей с увеличением ширины опор на каждый сантиметр. Тем самым обеспечивается оптимальная устойчивость автомобиля.

При необходимости быстрого спасания людей на современных автомобилях используется лифт, который может быть применен при любой длине лестницы и угле ее подъема более 30 (фирма Magirus) или более 40 (фирма Metz). Грузоподъемность лифта на всех автомобилях — 180 кг, скорость перемещения (с 2 пассажирами) — 1 м/с.

Все современные автомобили эвакуации людей и материальных ценностей оснащены системой автоматического замедления хода при спуске и остановке лифта. Складная конструкция лифтов призвана обеспечить их быстрое применение при проведении спасательных операций.

Спасательная корзина может применяться при любых углах подъёма автомобиля эвакуации. Может использоваться как для спасания, так и для тушения с помощью лафетного ствола, снабжена системой автоматического выравнивания в вертикальном положении. Управление движениями лестницы может осуществляться из спасательной корзины, которая оборудуется в этом случае пультом с использованием вместо рычагов вращающихся рукояток (для обеспечения плавности управления при воздействии вибраций и колебаний на корзину).

На передней стенке корзины может устанавливаться лафетный ствол на подшипниках для облегчения его управлением.

С целью повышения безопасности на некоторых современных автомобилях эвакуации людей и материальных ценностей применяются весовые устройства, которые в автоматическом режиме производят измерения всех действующих нагрузок (фирма Metz). При этом учитываются нагрузки от лифта или спасательной корзины, величина вылета и длина стрелы, сила ветра и нагрузка от проложенных по лестнице рукавов.

Полученные значения нагрузок фиксируются на комбинированном индикаторном приборе (АФБ). Прибор АФБ, кроме главного пульта, установлен также в спасательной корзине, благодаря чему оператор автомобиля эвакуации людей и материальных ценностей постоянно получает необходимую информацию о степени нагрузки подъемного устройства.

Фирма Metz использует систему 3-кратного контроля ширины выдвижения опор, которая предусматривает рабочие зоны: малую, среднюю и большую. Это обеспечивает оптимальное использование опорной площадки. Прибор АФБ путем высвечивания на экране кругов различного диаметра информирует оператора о том, в какой из рабочих зон используется спасательное устройство в данный момент.

Автомобили эвакуации людей и материальных ценностей нового поколения снабжаются компьютерной системой управления. Микропроцессоры управляют всеми движениями автомобиля, системой безопасности и контролируют их.

Процесс компьютерного управления эвакуации начинается с установки лестницы. На спасательных автомобилях фирмы Metz электронная система контроля за величиной давления на грунт блокирует любые движения лестницы при отсутствии хотя бы у одной из опор необходимого давления на опорную поверхность.

Автоматическая система SNR — выравнивания комплекта колен обеспечивает в автоматическом режиме выравнивание системы эвакуации на уклоне до 8,5 градусов.

Для контроля за функционированием устройства блокировки рессор и системы опор фирма Metz использует оптико-электронную диагностическую систему. Начиная с момента выдвижения опор и до переключения на работу с эвакуационным комплектом, загорающиеся светящиеся диоды информируют оператора обо всех переключениях. Тем самым подтверждается надежность функционирования любого конечного выключателя.

При достижении автомобилем эвакуации пределов устойчивости или нагрузки происходит автоматическое замедление движения и блокировка рычагов управления. В этом случае возможны только операции по складыванию системы эвакуации.

Пульт управления АЛ Magirus снабжен безбликовым дисплеем LCD с указанием всего рабочего поля машины. Все движения системы эвакуации и компьютерные сигналы выражаются в словах или оптических символах. Сигналы поступают от микропроцессора, осуществляющего контроль и наблюдение за всеми движениями системы эвакуации и механизмами безопасности.

Информация о положении системы эвакуации в текущий момент подается постоянно с интервалом в 1 секунду. При этом возможные операционные ошибки или неисправности постоянно воспроизводятся на экране.

Важный момент: полный электронный контроль и микропроцессоры систем эвакуации протестированы на электромагнитную совместимость (ЕМС).

Комплект колен автомобиля эвакуации людей и материальных ценностей (4-6 секций в зависимости от высоты подъема) изготавливают из высококачественных легированных марок стали специальных профилей. Ступени и диагональные распоры сварены как единое целое с верхними и нижними лонжеронами, что обеспечивает повышенную жесткость конструкции на кручение [1].

Новинкой является 30-метровая система эвакуации фирмы Magirus DLK 23-12 GL CC с сочлененным коленом длиной 3,5 м, которое может наклоняться до 7510 ниже горизонта (рис. 4). Такая конструкция придает спасательному автомобилю дополнительные возможности, аналогичные возможностям шарнирно-телескопического подъёмника (работа за скатами крыш, в слуховых окнах, на узких улицах и т.п.).

Автолестница Magirus DLK 23-12 GL CC, Германия
Рисунок 4. Автолестница Magirus DLK 23-12 GL CC, Германия

С середины 80-х годов фирма Magirus выпускает комбинированные подъемные устройства, в которых в одном блоке объединены стрела шарнирно-телескопического подъемника и комплект колен автолестницы — это машины серии АЛП.

На последних моделях автомобилей эвакуации людей и материальных ценностей АЛП, выпускаемых фирмами Магирус (Германия), применен ряд оригинальных технических решений, характеризующих новые подходы к созданию этого вида пожарной техники.

Новой тенденцией в производстве автомобилей эвакуации людей и материальных ценностей стала их универсализация, т.е. придание им функций пожарно-спасательных автомобилей. Причем эти функции реализуются не на базовой модели, а на её модификациях, по желанию потребителя для адаптации автомобиля к конкретным условиям оперативного использования, включая обеспечение безопасности движения на пожар и маневрирования на месте пожара.

Функционально адаптивный автомобиль, оснащенный насосной установкой, лафетным стволом, а в некоторых случаях и цистерной для огнетушащих веществ (при соответствующей комплектации пожарно-технического вооружения (ПТВ)), может использоваться для тушения пожара, спасания пострадавших и проведения аварийно-спасательных работ.

В качестве дополнительного оснащения при поставке функционально адаптивных автомобилей эвакуации людей и материальных ценностей потребителю фирмы предлагают:

  • шасси с кабиной для боевого расчёта (1+5);
  • насосные пожарные установки с насосами производительностью (подачей) от 2300 до 6000 л/мин с приводом от двигателя шасси или с сервоприводом;
  • лафетный ствол с пропускной способностью (расходом) до 5000 л/мин. (система Magirus- Snorkel);
  • портативный выносной электрогенератор мощностью 5-8 кВт с прокладкой силового кабеля в комплекте колен лестницы;
  • дополнительное оснащение шасси оборудованием, повышающим безопасность движения, включая:
  • управляемую заднюю ось (шасси Ивеко-Еврокарго);
  • тормозную систему с АБС;
  • систему блокировки дифференциала задней оси;
  • дополнительную систему подогрева зеркал заднего вида;
  • другие элементы по требованию заказчика [2].

Если двор маленький, то много машин рядом не поставишь, и один автомобиль должен решать сразу несколько задач. Кроме того, не все пожарные подразделения полностью укомплектованы личным составом. Поэтому следующим шагом стало увеличение грузоподъёмности автомобилей эвакуации людей и материальных ценностей и соответственно увеличение пропускной способности лафетного ствола на ней. Если раньше подача лафетного ствола достигала порядка 1600 л/мин, то сегодня эта цифра уже 2500, кроме того, опционально компания Magirus устанавливает на автомобили стволы до 4000 л/мин, оборудует автомобили эвакуации насосами и пенобаками [1].

Таким образом, одним из направлений развития пожарной техники, в частности современных зарубежных лестниц, является унификация пожарных автомобилей, позволяющая пожарным расчетам не только осуществлять тушение пожара, но и параллельно проводить аварийно-спасательные работы, эвакуацию при различных чрезвычайных ситуациях.

Список литературы

  1. Грищенко Я.И., Кучеренко С.В. Лучшее от IVECO и MAGIRUS: современный взгляд на автолестницы // Молодой ученый. 2018. №12. С. 81-88.
  2. Тихомиров Д.В. Все о пожарных автомобилях в России и за рубежом // Гражданская защита. 2017. № 1. С. 56-58.
  3. Киселев В.В., Топоров А.В., Кропотова Н.А. Разработка мобильного комплекса для обслуживания, испытания и заправки баллонов дыхательных аппаратов сжатого воздуха // Сетевое издание «Пожарная и аварийная безопасность». — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. № 4 (15), 2019. С. 19 — 23. [Электронный ресурс] URL: http://pab.edufire37.ru/vypusk-4-2019.