Личность учителя в формировании ценностно-смысловых компетенций младших школьников

№11-1,

педагогические науки

В статье раскрывается потенциал личности учителя начальной школы в формировании личностных ценностно-смысловых компетенций школьников.

Похожие материалы

Основной тенденцией, способствующей эффективности профессионально-личностного развития учителей начальных классов, выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности педагога. Принципиальная смена ценностно-смысловых ориентиров современного образования ведет за собой полноценное развитие личности и включение ее в социально ценную деятельность, предполагающую различные возможности самообразования. В этой связи и педагогический процесс должен основываться на реализации ряда основополагающих принципов ценности и уникальности личности, ориентации на зону ближайшего развития, субъектности и эмоционально-ценностной ориентации учебного процесса  [1]. 

При лидирующей значимости ориентиров на личностный результат образования содержательная и процессуальная специфика формирования личностных ценностно-смысловых компетенций школьников предъявляет особые требования к личности учителя как основного транслятора ценностей и медиатора эмоционально-волевого развития школьников. 

Ценностный тип образования влияет на структуру и содержание ценностных ориентации педагогов, задает то или иное понимание смыслов педагогической деятельности. Поскольку ценности воспринимаются детьми через образы конкретных личностей, наделенных качествами, адекватными данным ценностям, доверительные отношения младшего школьника с авторитетным воспитателем позволяют считать последнего объектом для подражания и ориентироваться на него в своем поведении, что указывает на многозначное влияние личности воспитателя на эмоционально-ценностное образование детей. 

Только аутентичный учитель может помочь проявиться аутентичности (естественности) ребенка, когда поведение и речь правдивы и непосредственно выражают внутренние чувства. У такого учителя ребенок обнажается психологически и духовно и позволяет увидеть себя вместо того, чтобы прятаться (А. Маслоу). Если ребенок ценен для педагога только как ученик, то ценностно-смысловая сфера личности (внутренний мир ребенка) перестает быть психологическим объектом нравственного, духовного воспитания, так как подобное воспитание не может осуществляться посредством воздействий лишь вербального характера. Чаще всего это ненаправленное влияние, когда учитель становится для школьника значимым существом, источником смыслов и ценностей. 

Ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что изучается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Оценки учителя, его отношение к ученику в значительной степени определяют самоощущение ребенка, его представление о своих возможностях и способностях. Вера в учителя, доверие к нему создают необходимые психологические условия для превращения детей в воспитуемых. Практика воспитания убеждает: ничто так быстро не вызывает недоверия к педагогу, как расхождение между тем, что он говорит, в чем убеждает, и тем, каков его собственный внутренний мир.  

Мировидение, мироотношение учащихся в значительной мере определяются и теми ценностными ориентациями, которые стали достоянием их внутреннего мира и на «взращивание» которых, несомненно, повлияли ценности взрослых. Хорошо, если эти ценности направлены на ребенка в его главной роли – Человека, на процесс, а не только на результат и форме ЗУНов. Не случайно понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъектный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста (В.В. Давыдов, Ю.Б. Орлов, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). А это возможно лишь при условии, что личностное развитие ребенка входит в систему ценностей педагогической культуры учителя.  

 Высокий новаторский уровень педагога, реализующего опыт ценностно-смысловых отношений, определяется готовностью к обновлению мировосприятия, обоснованной смене оценок, их детализации и развитию. Мы согласны с исследователями, утверждающими, что ориентация на процесс – это философско-педагогическое кредо учителя, ценностно направленного на гуманизацию и гуманитаризацию образовательной среды и человеческих (субъект-субъектных) отношений участников образовательного процесса, что предполагает создание условий для решения наиважнейших проблем в жизнедеятельности любого образовательного учреждения – проблем общения и отношений (В.Г. Воронцова, С.И. Маслов и др.).

Ценностно - смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Ориентируясь на условия, необходимые для формирования личностных компетенций младших школьников, сама педагогическая деятельность приобретает специфические черты, среди которых важно предвидение и проектирование влияния любого педагогического воздействия на развитие эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сферы младших школьников.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что основным фактором формирования системы ценностей у отдельно взятой личности является внутренний фактор, т.е. личностные структуры сознания, формирующие личностный опыт создания собственной картины мира. При этом они инициируются внешними воздействиями как специально организованная деятельность учителя, «работающего» с учеником через преобразование содержания учебного материала.  

 Учитель в значительной мере транслирует информацию посредством чувств, эмоций. Поэтому восприятие учителя определяется, в большей степени, личностью педагога, его способностью эмоционально стимулировать воздействие сообщаемой информации, произвольно воздействовать на непроизвольные эмоциональные реакции учащихся.

Идея использования эмоциональных состояний учителя для решения педагогических задач является одной из форм реализации личностного подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, О.С.  Газман, Е.Н.  Ильин, В.А.  Караковский, А.В.  Мудрик, Л.И. Новикова, В.Ф. Шаталов и др.). Достижение эмоционального контакта является наиболее важным звеном в деятельности учителя как условие эмоциональной активации учебного процесса.  

Взаимосвязь участников образовательного процесса осуществляется через передачу на вербальном и невербальном уровне знаковой информации. Это может способствовать оптимальному становлению ценностной сферы детей на примере учителя, т.к. имидж учителя начальной школы в большинстве случаев позитивен и вся информация, транслируемая учителем, воспринимается детьми как истина. Отношение к учителю определяет поведение учащегося, что обеспечивается специальными механизмами психической деятельности, к которым относятся: подражание, внушение, убеждение, эмоциональное заражение. Заражение – невольная приверженность детей определенным психологическим состояниям – осуществляется через передачу эмоционального состояния, психического настроя учителя. Дети невольно перенимают образцы поступков поведения других, автоматически им подчиняются. Названные механизмы используются как средства формирования личности учащегося, благодаря которым происходят изменения и в его взглядах, в поведении и качествах личности.

Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей системы ценностные ориентации другого человека. Это сложное умение чувствования бытия другого человека, о котором писал В.А. Сухомлинский: "Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир"[2].  

Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся улавливать общий психологический настрой класса; чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их желании и готовности работать, в их общем настроении: своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.

 А своевременное выявление ценностных предпочтений школьников, эмоционально-волевых проявлений в учебной деятельности, общении и взаимодействии обеспечивает проектирование и адекватное формирование  личностных компетенций младших школьников.

Таким образом, умения учителя транслировать ценности в жизнедеятельность школьников не исчерпывается профессиональной подготовкой, но определяется рядом его личностных качеств. Большое значение при этом имеет эмоциональность учителя, его искренняя увлеченность изучаемым материалом, эмоциональная оценка происходящего; в противном случае эффективность формирования личностных компетенций у младших школьников в образовательном процессе значительно снижается.

Список литературы

  1. Маслов, С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис….д.п.н. / С.И. Маслов. – Москва, 2000. – С. 175-190. 
  2. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (советы воспитателям) / В.А. Сухомлинский. – Киев: Изд-во «Радянська школа», 1975. - С. 96.