Мотивация студентов старших курсов

№8-1,

филологические науки

Есть ли необходимость мотивировать студентов старших курсов изучающих иностранный язык в высшем экономическом учебном заведении? Нет сомнений в том, что это совершенно необходимо делать на первых курсах. Что касается старших курсов, кажется, что мы имеем дело с взрослыми целеустремленными людьми, которые осознают, что знания нужны им для успешной карьеры. Однако, к сожалению, это не всегда так.

Похожие материалы

Есть ли необходимость мотивировать студентов старших курсов изучающих иностранный язык в высшем экономическом учебном заведении? Нет сомнений в том, что это совершенно необходимо делать на первых курсах. Что касается старших курсов, кажется, что мы имеем дело с взрослыми целеустремленными людьми, которые осознают, что знания нужны им для успешной карьеры. Однако, к сожалению, это не всегда так.

Студентов старших курсов можно условно разделить на три группы:

К первой группе относятся студенты, основная цель которых получить хорошие оценки, сдать зачеты и экзамены. Блеск в глазах у них появляется перед тестами, зачетами и экзаменами. Как только все успешно сдано,  интерес к учебе тут же пропадает. Складывается впечатление, что таких студентов интересуют только отметки и ради них они учатся. А как же дальше, ведь основная задача обучения состоит в том, чтобы научиться применять знания на практике. Зная это, преподаватели высшей школы   стараются наполнять свои занятия практическим материалом, акцентируя внимание студентов на том, что это необходимо им для успешной карьеры.

Ко второй группе студентов относятся плохо успевающие студенты. Они часто пропускают занятия. Их цель кое-как доучиться и получить диплом. Да, они уже взрослые и утверждают, что знания им нужны, однако, занятия  пропускают по той или иной причине. Их объяснения плохой подготовки  постоянно сопровождаются вздохами. Как раскачать таких студентов? Как правило, такие студенты плохо работают в группе и выходом из подобной ситуации может быть индивидуальный проект для них, который им по силам и к которому они проявляют интерес.

Наконец, к великой радости у нас есть студенты, к сожалению их не так много, которые проявляют огромный интерес к тем знаниям, которые им предлагают. Они задают много вопросов, у них отмечается критический подход, а также заметно, что они постоянно получают знания из дополнительных источников, интересуются всем, что так или иначе связано с их будущей профессией. Такие студенты создают уникальную атмосферу в группе, когда обмен знаниями происходит на разных уровнях, преподаватель-студент, студент-студент, студент-преподаватель. Как это не звучит парадоксально и подчас очень обидно, что желание таких студентов привлечь внимание всей группы к темам и проблемам вне программы, но непосредственно связанным с будущей профессией, часто вызывает у большинства студентов отторжение. Большинству нужны оценки и программа, содержание которой им понятно и знания, по которым они оцениваются преподавателем.

Итак, перед преподавателями иностранных языков в высшей школе стоит достаточно сложная задача – как мотивировать плохо успевающих студентов, как мотивировать тех, кто учится только ради отметок и наконец, как поддержать интерес у достаточно мотивированных студентов. Часто можно слышать жалобы от преподавателей высшей школы, что их студенты не мотивированы. Однако есть не мало способов как мотивировать студентов.

Исследования показывают, что хорошо продуманные регулярные занятия могут быть более эффективными для преодоления апатии студентов, чем эффектные специальные задания. Для этого следует придерживаться следующих пунктов:

  1. Обеспечить возможности для студентов добиться успеха, давая им не легкие, но не слишком сложные задания;
  2. Давать оценку работы студентов постоянно, своевременно и с конструктивной критикой, тем самым, поддерживая в них уверенность, что они могут добиться успеха;  
  3. Помогать студентам найти в изучаемом материале, то, что интересно и ценно именно лично для них;
  4. Создавать открытую, позитивную атмосферу на занятиях;
  5. Помогать студентам почувствовать, что их мнение важно, особенно отмечать тех студентов, которым удалось найти не простое, но оригинальное решение задачи, поставленной перед студентами.

В процессе экспериментов, в которых были задействованы студенты высшей школы, было выявлено, что существуют восемь основных аспектов, которые способствуют мотивации студентов на занятиях:

  1. Энтузиазм преподавателя;
  2. Релевантность изучаемого материала;
  3. Структура курса;
  4. Соответствующий уровень трудности материала;
  5. Активное вовлечение студентов в обучение;
  6. Разнообразие;
  7. Хорошие отношения между преподавателем и студентами;
  8. Использование соответствующих конкретных и понятных примеров.

Данные аспекты мотивации абсолютно применимы и к студентам старших курсов.

Преподаватели высшей школы во время обучения студентов часто сталкиваются с конкуренцией среди студентов. Определенный дух соперничества в некоторой степени способствует стремлению студентов проявить себя с наилучшей стороны перед своими сокурсниками, доказать себе и другим, что они могут достичь отличных результатов. Тем не менее, иногда, студенты воспринимают друг друга как конкурентов, намеренно принижая других, не давая им возможности высказаться и выразить свою точку зрения. Речь идет об отношениях, которые носят предвзятый, нетерпимый и даже враждебный характер. Подобная конкуренция является сильным демотивирующим фактором, ее необходимо избегать любыми способами, пресекать в самом начале, объяснять необходимость и важность профессионально общаться друг с другом, принимая участие в различных интерактивных формах обучения, таких как ролевые игры, круглые столы, презентации. На старших курсах студенты должны уметь давать объективную, конструктивную критику работы своих однокурсников, делать им замечания, для того чтобы помочь им понять их ошибки и недостатки и тем самым улучшить их успеваемость.

В заключении можно констатировать, что, к сожалению, основной мотивацией для большинства студентов по-прежнему остается сдача зачетов и экзаменов, получение диплома. В меньшей степени их интересует процесс познания, получения новых знаний. У многих отсутствует осознание связи между получением знаний и будущей профессией. Кроме того, все еще существует разрыв между тем, какую работу студенты хотят получить после окончания университета и что от них требуется для этого. Задачей преподавателей высших учебных заведения является максимальное сокращение этого разрыва. Упорно применяя различные методы мотивации, преподавателям может в значительной степени помочь сотрудничество с потенциальными работодателями и с бывшими выпускниками, успешно реализующими себя в профессии.