Социально-психологические особенности детей в семьях с алкогольной зависимостью

NovaInfo 46, с.395-399
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема детей, воспитывающихся в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью. Проанализированы характерные социально-психологические особенности таких детей и развитие этих особенностей во взрослом будущем (на примере классификации типов ролей К. Блэк).

Ключевые слова

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ДЕТИ, СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Текст научной работы

Детство – это особый период в жизни каждого человека, в рамках которого происходит становление фундаментальных качеств личности, которые во взрослом будущем обеспечивают психологическую устойчивость, положительные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Все это развивается не сразу, а формируется в особой ситуации развития ребенка, в благополучном семейном климате, в условиях полноценной родительской любви.

К сожалению, в настоящее время на пути развития личности ребенка мы все больше сталкиваемся с проблемой алкогольной зависимости родителей. Согласно официальной статистике последних лет, количество зарегистрированных больных алкоголизмом превышает 2,7 млн. человек (около 2 % населения) или 1950 человек на 100 тыс. населения. Это – 2795 человек на 100 тыс. мужчин и 558 на 100 тыс. женщин. Но по некоторым данным, количество зарегистрированных больных более 10 млн. человек [1].

Как отмечают многие отечественные психологи, в их числе Б.С. Братусь [2], В.Д. Москаленко [3], Е.М. Мастюкова [4] и др., родители в алкогольных семьях забывают о своих родительских обязанностях, отдавая целиком себя алкогольной среде. Условия воспитания и само проживание ребенка в такой семье вынуждает его принять на себя определенную роль.

Рассмотрим типологию ролей, предложенную Клаудиа Блэк, имеющую степень магистра в сфере социальной работы, а также докторскую степень по социальной психологии. Автор занимается проблемами детей алкоголиков, и ведет свою работу по всему миру. В своей классификации она выделяет три типа ролей, которые берут на себя дети в семьях с алкогольной зависимостью родителей:

  1. роль «ответственного»;
  2. роль «адаптирующегося»;
  3. роль «успокоителя» [5].

Дети нуждаются в стабильности и контроле со стороны взрослых, но в семьях отягощенных алкогольной зависимостью зачастую это не соблюдается, в таком случае, ребенку приходится самому обеспечивать эти две категории, и у него появляется необходимость стать взрослым.

«Ответственный ребенок» обеспечивает стабильность для других, выполняя разного рода важные и организационные семейные дела. Это роль в большей степени принадлежит единственным, либо самым старшим детям в семье, которые будучи маленькими, ведут себя как взрослые. Окружающие воспринимают ответственных детей как очень зрелых, заслуживающих доверия и серьезных. Сверстники часто считают, что с такими детьми не так весело, как с другими их сверстниками. Самым вразумительным ответственным детям кажется, что следует полагаться только на себя. Девизом таких детей может стать: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сам».

Далее идет ребенок, который, в больших случаях не старший в семье и не единственный, и у него не развивается необходимость нести ответственность за самого себя или других – это «адаптирующийся ребенок». В семье зачастую есть более взрослый ребенок, который и обеспечивает необходимую упорядоченность домашней жизни, а такому ребенку приходится только лишь приспосабливаться к ситуации. Легче ведь просто следовать указаниям, справляться с тем, с чем приходится. Такая адаптационная модель позволяет ребенку выглядеть более гибким, более непринужденным. Девизом таких детей может стать: «Поставьте меня в любую ситуацию, и я справлюсь с ней. Я не буду испытывать чувств, расстраиваться и спорить; я просто буду вести себя в соответствии с ней».

Третья модель поведения ребенка – «ребенок успокоитель», тот, который часто старается сделать так, чтобы другие члены семьи чувствовали себя лучше, как будто он ответственен за любую боль, переживаемую семьей. Чуткость, переживания, чувство эмпатии и сопереживания основные характеристики ребенка успокоителя. Он больше слушает, чем говорит, тем самым оказывая терапевтическую функцию в семье, и получая некое удовлетворении от того, что окружающие с его помощью чувствуют себя лучше. Для таких детей с их точки зрения самым безопасным и подходящим кажется играть эту роль, ведь если бы они позволили себе рискнуть и раскрыться, им пришлось бы иметь дело с собственной реальностью и переживать ее боль. Поэтому именно дети-успокоители очень умело отвлекают внимание от самих себя и сосредоточивают его на других.

Во всех этих ролях и неразрывно связанными с ними социально-психологическими особенностями скорее можно увидеть нечто ценное, и зачастую не рассматриваемое как разрушительное. Но в действительности, когда на детей навешивают такие ярлыки, как «ответственный», «заботливый» и «адаптирующийся», это позволяет им во взрослой жизни хвалить самих себя за то, что они оказались такими хорошими «выживальщиками», хотя привычные способы поведения часто доводят до нездоровых крайностей. Подобное необычное развитие поведения «выживальщика» часто вызывает эмоциональные и психологические нарушения. Понимание этих нарушений позволит понять, почему уже повзрослевшие дети, в конце концов, не выживают, а вместо этого погружаются в проблемное пьянство, вступают в брак с будущим алкоголиком или наживают себе необычайно много других проблем.

Время идет, и маленькие дети алкоголиков вырастают. Они рано покидают свои семьи, строят свою новую жизнь, зачастую говоря: «Со мной такого не случится». Но не так бесследно проходит это детство в семье с алкогольной зависимостью.

Во взрослом возрасте «ответственные дети» не видят причин менять те схемы поведения, которые всегда обеспечивали им выживание. Но не все складывается так просто, как раньше, теперь кое-что изменилось. Этот взрослый испытывает все возрастающее беспокойство, стал напряженным и часто ощущает, что невидимая стена отделяет его от других. Причина этого в том, что в подростковые годы ответственные дети были так заняты тем, что играли роль юных взрослых, у них не оставалось времени быть детьми. И теперь, став взрослыми, они плохо понимают юмор, не умеют расслабляться, чувствуют неловкость и дискомфорт, когда сталкиваются с проявлениями легкомыслия, а их качества организованности и ответственности делают из них очень жестких, серьезных, целеустремленных молодых взрослых. Что касается алкоголя то, если они все-таки употребляют его, он делает для них нечто большее, чем для обычного человека, иногда выпивающего в компании. Алкоголь помогает им стать менее жесткими, более разговорчивыми и просто расслабиться. Когда такие люди пьют, они обретают способность более открыто выражать свои чувства, и демонстрируют некоторую чувствительность, другие окружающие реагируют на них положительней. Однако это не обязательно превращает их в алкоголиков, но все же усиливает их потребность в выпивке и может привести к психологической зависимости от алкоголя.

«Адаптирующиеся», которым гораздо легче пожать плечами и удалиться в свою спальню, обычно продолжают придерживаться такой модели выживания и во взрослом возрасте. «Адаптирующимся взрослым», проще избегать положений, в которых нужно брать контроль в свои руки. Однако такое самоотрицающее приспосабливание приводит к тому, что человек впадает в депрессию, чувствует себя изолированным, одиноким. Будучи детьми, они воспринимали самих себя как людей, для которых альтернатив не бывает, и став взрослыми они так и не узнали, что им доступен выбор, они не говорят об истинных проблемах своей жизни, и, разумеется, всерьез не анализируют собственные чувства. «Адаптирующиеся» склонны общаться с людьми, которые столь же замкнуты в эмоциональном отношении, алкоголь помогает им избавиться от ощущения собственной неадекватности и дает им ложное чувство власти. Когда «адаптирующиеся» пьют, они могут осознать, что у них имеются доселе неизвестные им возможности и альтернативы. Им становится легче принимать решения, легче чувствовать, легче говорить о настоящих проблемах, и вполне разумным кажется выпить еще, а потом еще и еще. Хотя увеличение употребления алкоголя не обязательно означает, что адаптирующийся станет алкоголиком, но все же создаст почву для формирования у него психологической зависимости.

«Ребенок-успокоитель», который был занят тем, что заботился об удовлетворении эмоциональных потребностей всех остальных – тот самый сердечный, чувствительный, заботливый, слушающий ребенок во взрослой жизни продолжает заботиться о других, будь то лично или через свою работу. Достаточно понятным становится то, почему во взрослом возрасте у таких детей развивается депрессия. Хоть и, кажется, что они живут, как хотят, но они все равно чувствуют себя оторванными от людей, одинокими. У них не бывает отношений на равных; они всегда дают слишком много. В личных взаимоотношениях «успокоители» выискивают людей-потребителей, отказывающихся брать на себя эмоциональную ответственность за их роли. Выпивка помогает «успокоителям» более свободно говорить о себе и больше себя ценить, делает их более самоуверенными и эгоистичными. Фактически, они обнаруживают, что для стимуляции таких ощущений нуждаются в поддержке алкоголя и тогда питие становится способом решения проблем.

В заключении хочется сказать, что семья является первым институтом социализации ребенка и выполняет важную и ведущую роль в его развитии. На рассмотренных моделях поведения мы проследили, что дети, воспитывающиеся в семьях с алкогольной зависимостью, в некоторых случаях получают позитивный жизненный опыт, а так же и закалку к встречающимся жизненным трудностям. Но не следует забывать и о том, что в будущем, этот опыт может негативно сказаться на личности уже взрослого человека.

Читайте также

Список литературы

  1. Брагин А.К., Буравцова Н.В. Психологические характеристики лиц, страдающих алкогольной зависимостью // Международный научно-практический и методический журнал «СМАЛЬТА». – 2014. – № 2. – С. 19.
  2. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1984. – 143 с.
  3. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – С. 65-73.
  4. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 78 с.
  5. Блэк К. Со мной такого не случится. – Изд. Баллантин Букс, 1991. – С. 9-17.

Цитировать

Кислых, Т.А. Социально-психологические особенности детей в семьях с алкогольной зависимостью / Т.А. Кислых. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 395-399. — URL: https://novainfo.ru/article/6152 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться