Оценка эффективности применения электронных учебных изданий на практических занятиях по механике

№113-1,

педагогические науки

Приведены доводы о пользе применния в образовательном процессе мультимедийных электронных учебных изданий при изучении дисциплины Механика. Описана примерная структура электронного учебного издания по дисциплине Механика.

Похожие материалы

В настоящее время на смену традиционным учебным изданиям, выпущенным в виде книг, сборников, брошюр, приходят различного типа электронные учебные пособия. Формат этих пособий различен, но всех их объединяет одно качество — это компактно созданный файл, содержащий текстовое сопровождение, графические приложения, дополняющие текстовую информацию видео или анимационные файлы. Современная молодежь часто предпочитает в процессе обучения использовать современные компьютерные технологии, различные гаджеты, а поиск информации осуществлять не в библиотеке, а на просторах интернета. Перелистывать страницы традиционных учебников или прокручивать их электронные аналоги на мониторе компьютера для многих становиться утомительным. Современные электронные учебники, оснащенные системой гиперссылок, электронным глоссарием, системой навигации дают возможность частично заменить традиционные учебные издания в тех случаях, когда отсутствует необходимость глубокого, детального изучения какого-либо вопроса.

Практика создания электронных учебников в нашем случае идет, начиная с 2010 года. И на сегодня уже можем сделать некоторые выводы об эффективности применения данного вида учебного издания в образовательной деятельности при изучении дисциплины Механика. Примерная структура электронного учебного издания по Механике содержит следующие элементы: глоссарий, введение, теоретический дидактический материал по конкретной теме или практической работе, правил выполнения той или иной практической задачи, порядка представления результатов работы на защиту или проверку преподавателю. При необходимости приводятся сведения для организации охраны труда на занятии, тестовый модуль для проверки полноты и качества освоения учебного материала, видео материал при необходимости. Видео материал особенно полезен, если разрабатывается электронное пособие по выполнению лабораторных работ. Обучающийся имеет возможность более детально увидеть эксперимент, осмыслить физические процессы, относящиеся к конкретному исследованию. Как правило, общий объем методических рекомендаций, выполненных в виде электронного издания, не превышает 50Мб, что на сегодняшний день не является большим значением для современных компьютеров или гаджетов.

Методические рекомендации, выполненные в электронном мультимедийном формате, способствуют приобретению навыков самостоятельной работы с учебной литературой, нахождения рациональных путей при решении различных практических вопросов и заданий. Формат электронного учебного издания позволяет интегрировать в себя различные гиперссылки как на внешние источники с различных интернет ресурсов, так и на учебный материал, включенные в данное издание. Это в значительной степени ускоряет процесс поиска информации и освоения учебного материала.

Также хотелось бы отметить и преимущество, связанное с финансовыми затратами на разработку и издание мультимедийного электронного учебного издания. Здесь отсутствуют затраты на тиражирование и книгопечатание. В процессе апробации электронного пособия могут выявиться недостатки, ошибки, опечатки, которые элементарно устраняются, что не возможно в случае с печатным изданием.

На наш взгляд применение электронных учебных изданий позволяет повысить эффективность и результативность освоения образовательной программы по дисциплине Механика.

Список литературы

  1. Головизнин А.В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития. // Российское предпринимательство. — № 4. — 2007.
  2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей профессиональной педагогики: учеб. Пособие. / Под общ. ред. профессора Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, — 2005. — 382 с.
  3. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе. // Высшее образование в России. — № 5. — 2001.